Warning: is_readable(): open_basedir restriction in effect. File(/home/nobuil/ru-world.net/wp-content/themes/Exciter/languages/en.mo/ru_RU.mo) is not within the allowed path(s): (/home/nobuil:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php:/tmp) in /home/nobuil/ru-world.net/wp-includes/l10n.php on line 561
Наука и культура Японии — Страны Мира

Наука и культура Японии

Японская система образования была решительно перестроена в 1947 под руководством американских оккупационных властей и внесла неоценимый вклад в экономические успехи страны, поставляя на рынок труда высокопроизводительную рабочую силу. Реформа значительно ослабила государственный контроль над образовательным процессом, санкционировала создание автономных частных школ, перевела составление учебников в компетенцию издательств (хотя разрешение Министерства просвещения на допуск учебников к использованию по-прежнему требуется), стимулировала развитие т. н. общинного образования (по Закону 1949, оно определяется как «организованные просвещенские мероприятия, включая спортивные и рекреационные, которые не предусмотрены школьными программами»).

Нынешняя система образования включает начальные школы (6-летний курс), средние школы первой ступени (3-летний курс), средние школы второй ступени (3-летний курс), университеты (4-летний курс). Кроме того, имеются детские сады, технические колледжи (5-летний курс) для выпускников средних школ и школы для инвалидов. В дополнение к перечисленным учебным заведениям существуют вне формальной системы образования различные профессиональные училища. Образование до уровня средней школы первой ступени — обязательное. 95% начальных и средних школ первой ступени — государственные. На частные учебные заведения приходится 24% средних школ второй ступени и 73% университетов. В 2002 в Я. было 14,4 тыс. детских садов (106,1 тыс. воспитателей, 1,8 млн воспитанников), 23,6 тыс. начальных школ (407,6 тыс. учителей, 7,4 млн учеников), 11,1 тыс. средних школ первой ступени (257,6 тыс. учителей, 4,1 млн учеников), 5,3 тыс. средних школ второй ступени (289,0 тыс. учителей, 4,2 млн учеников), 649 университетов (150,6 тыс. преподавателей, 2,7 млн студентов). 97,8% выпускников начальных школ продолжают учиться в средних школах обеих ступеней и 40% выпускников последних идут в колледжи и университеты. Крупнейшие государственные университеты: Токийский, Киотоский, Осакский, Хоккайдский, Тохоку. Среди частных наиболее известны Нихон, Васэда, Кэйо, Тюо, Мэйдзи, Токай, Кансайский.

Научными разработками занимаются в Я. специализированные научно-исследовательские учреждения, частные компании, а также университеты и другие высшие учебные заведения. По данным на 2002, такие разработки велись в 19,4 тыс. компаний (606,9 тыс. занятых НИОКР, из которых 436,2 тыс. научные работники, 66,9 тыс. вспомогательный научный персонал и 62,0 тыс. технический персонал), в 1,3 тыс. научно-исследовательских учреждений (соответственно 107,5 тыс., 67,2 тыс., 7,9 тыс. и 10,1 тыс.) и в 2,9 тыс. высших учебных заведений (330,6 тыс., 281,4 тыс., 9,7 тыс. и 12,3 тыс.). В число специализированных научно-исследовательских учреждений входят ведомственные, муниципальные и частные, а также общественные корпорации. Ведомственные подчиняются министерствам и содержатся на госбюджетные средства. До 80% осуществляемых НИОКР — фундаментальные и прикладные. Муниципальные научно-исследовательские учреждения (как правило, небольшого размера) поддерживаются местными бюджетами и занимаются главным образом прикладными (примерно 75%) и опытно-конструкторскими (примерно 35%) разработками. Среди частных научно-исследовательских учреждений — бесприбыльные «мозговые тресты» и ассоциации по стимулированию исследований. Они финансируются из собственных средств или из средств спонсоров, в роли которых чаще всего выступают фирмы. Общественные корпорации являются научно-исследовательскими учреждениями со статусом специальных юридических лиц. Они созданы на основе парламентских актов, финансируются из госбюджета и сосредоточиваются в основном на опытно-конструкторских разработках. Большую научно-исследовательскую работу ведут высшие учебные заведения, в структуре которой 60—70% приходится на долю фундаментальных и 30—40% — на прикладные разработки. В 2002 в общих расходах на научные исследования (16,0 трлн иен) на долю компаний пришлось 10,6 трлн, научно-исследовательских учреждений — 2,2 трлн и высших учебных заведений — 3,2 трлн иен. Объём расходов на НИ-ОКР по отношению к ВВП составлял 2,9%. Основные научные центры Я.: Цукуба, Номура, Мицубиси, Торэй, Токийский, Осакский и Нагойский университеты.

Я. — страна древней и непрерывно обновляющейся культуры, которая всегда впитывала зарубежные веяния, приспосабливая их к местной «картине» и не лишаясь собственной уникальности. Японская лите-

ратура, стартовав от летописей «Кодзики» и «Нихон сёки», неизменно испытывая сильнейшее китайское влияние, сравнительно быстро достигла высокой степени утончённости и изысканности, о чём свидетельствуют жанр пятистишия танка, стихотворные сборники «Манъёсю» и «Кокинсю», а также «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу и «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон. Феодальные войны 12 в. и ряда следующих веков породили жанр военной эпопеи, наилучшими представителями которого стали «Сказание о доме Тайра» и «Повесть о великом мире». 16 и 17 вв. были временем расцвета литературы купечества, в произведениях которой отражалась жизнь городов эпохи развитого средневековья (например, «Пять женщин, предавшихся любви» С.Ихара). Тогда же жанр трёхстишия хайку увековечили своими шедеврами Мацуо Басё, Ёса Бусон, Кобаяси Исса. В 18— 19 вв. получили развитие жанры дидактического, бытового и плутовского романа («История восьми псов» Такидзава Бакин, «Современная баня» Сикитэй Самба, «Путешествие на своих двоих по Токайдоской дороге» Дзиппэнся Икку). Проникновение в Я. европейской литературы после реставрации Мэйдзи обозначило начало процесса складывания новых типов и форм художественного видения. В поэзии различные оттенки романтизма прозвучали в стихах Т.Симадза-ки, Б.Дои и А.Ёсано. Стараниями писателей Б.Уэда, К.Нагаи, О.Мори и других Я. познакомилась с творчеством западных символистов, традиции которых восприняли Х.Китахара и Р.Мики. В 1910—20-х гг. в японской прозе господствовал натурализм, выдающимися представителями которого были С.Футабатэй, Р.Токутоми, Д.Куникида, С.Нацумэ. Поэты-натуралисты (М.Сэнкэ, К.Одзаки, С.Сато) воспевали созидательную деятельность человека — истинного хозяина всех богатств земли. В эти же годы зародилось течение неосенсуализма. Его глашатаями стали Я.Кава-бата, Р.Ёкомицу, Х.Сато, воспевавшие простоту и естественность человеческих отношений, слияние человека с природой. С глубоко психологичными романами выступил тогда и Р.Акутагава. Реакция 1930-х гг. с их драконовской цензурой заставила замолчать многих писателей и поэтов, а некоторая их часть совершила т.н. поворот, скатившись до участия в шовинистической пропаганде. После войны японская литература вступила в период многогранного плюрализма. Рядом с «демократическим литературным движением», возглавлявшимся левыми авторами (Ю.Миямото, С.То-кунага, С.Накано), возникла центристская «группа послевоенных» (Х.Нома, С.Ока, Р.Сиина), в творче-стве которых главное место заняла борьба против тоталитаризма и милитаризма, за основные права человека. Важные социальные проблемы подняли в своих романах и старые признанные мастера, и «молодая поросль» литераторов (Н.Сига, Дз.Танидзаки, М.Ибусэ, Д.Гомикава), протестовавшие против любых видов насилия. Период «холодной войны» возбудил у части писателей и поэтов националистические настроения, которыми особенно прославился Ю.Ми-сима. Вместе с тем глубокий объективный анализ болезней современного японского общества был осуществлён в произведениях К.Абэ («Женщина в песках», «Чужое лицо»), Т.Кайко («Японская трехгрошовая опера», «Летняя тьма») и К.Оэ («Опоздавшая молодёжь», «Объяли меня воды до души моей»). К ним в 1990-е гг. присоединились такие авторы, как Р.Мура-ками, Х.Мураками, К.Накагами, Ю.Цусима. Я.Кава-бата в 1968 и К.Оэ в 1994 получили Нобелевскую премию по литературе.

На протяжении веков огромное количество социальных, экономических, политических, культурологических и экологических факторов воздействовало на развитие японского искусства. Умеренный климат и чётко различимые времена года обеспечили изобилие сезонных символов и мотивов (слива, вишня, клён, хризантема), которые снова и снова обыгрыва-ются в творчестве прославленных мэтров и безвестных, но безмерно талантливых мастеров. Любовь японцев к природе, с одной стороны, и высокая влажность, частые землетрясения и тайфуны, с другой, нашли выражение в использовании таких строительных материалов, как лак, дерево, бамбук и бумага, т.е. легко заменяемых и дешевых, в традиционной архитектуре. В то же время всестороннее и сильнейшее влияние на японское искусство оказывали китайские художественные стили и различные сегменты китайской культуры, включая буддийское искусство. Перед лицом этого влияния обнаружилась такая характерная черта японского искусства, как способность абсорбировать достижения континентальной цивилизации и «сплавлять» их с собственными, создавая новую эстетическую систему. Вплоть до 2-й пол. 19 в.

японское искусство не оказывало заметного влияния на западную культуру. Но затем европейская творческая элита открыла для себя его красоту и воспылала к нему подлинной страстью. К примеру, японская керамика и ксилография сыграли значительную роль в развитии европейской художественной эстетики и дизайна. Современные деятели японского искусства вносят всё более ощутимый вклад в прогресс искусства международного. Японские храмы, замки, музеи хранят стенную роспись, живописные изображения, свитки со священными буддийскими текстами и иллюстрациями, скульптуры божеств — защитников веры, многокрасочные гравюры, отпечатанные с деревянных досок, росписи на ширмах и раздвижных перегородках и т.д. Гигантами традиционного японского изобразительного искусства являются такие мастера, как члены семьи Кано (Эйтоку, Санраку, Танъю), Огата Корин, Ёса Бусон, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Тосюсай Сяраку, Кацусика Хоку-саи, Андо Хиросигэ. Современным наследникам этих непревзойдённых идолов, конечно, далеко до своих предшественников, но запоминающиеся работы различных направлений (национальное, западное, в т.ч. реалистическое, сюрреалистическое, фовистское, экспрессионистское, абстракционистское) им всё же удалось создать. В этой связи достойны упоминания Ц.Фудзита, Х.Цудзи, К.Кавагути, Ф.Китаока, М.Уэ-но, Х.Фукуда, С.Асакура. Всемирное признание получило японское прикладное искусство (керамика, изделия из фарфора, металла, лака, раскраска тканей, плетение из бамбука, аранжировка цветов, складывание фигурок из бумаги). Уровня высокого искусства достигла чайная церемония. Я. — настоящая театральная империя. Бок о бок с традиционными театрами Ноо, Кабуки и кукольным Бунраку действуют десятки драматических театров с современным репертуаром, оперные и балетные труппы, труппы ревю. Неослабевающей популярностью в мире пользуется японское игровое, мультипликационное и документальное кино с плеядой талантливых режиссёров и актёров (А.Куросава, К.Синдо, Ё.Ёсида, Т.Мифунэ, Ю.Исихара, С.Хидари).