Warning: is_readable(): open_basedir restriction in effect. File(/home/nobuil/ru-world.net/wp-content/themes/Exciter/languages/en.mo/ru_RU.mo) is not within the allowed path(s): (/home/nobuil:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php:/tmp) in /home/nobuil/ru-world.net/wp-includes/l10n.php on line 561
Наука и культура Непала — Страны Мира

Наука и культура Непала

В 2000 насчитывалось более 4,9 млн учеников (более 43% — девочки), на которых приходилось более 140 тыс. учителей (половина — с квалификацией педагога). Существует 5 высших учебных заведений. Самым крупным (около 6 тыс. преподавателей, более 140 тыс. студентов, из которых более 60 тыс. учатся на двухлетних курсах) и старейшим (1959) является Университет им. Трибхувана. 14% студентов Н. изучают точные и естественные науки.

Королевская Непальская академия науки и технологии (создана в 1982) является основным академическим центром по исследованиям в области точных и естественных наук. Королевская академия Н. (основана в 1957) курирует культуру, искусство, языкознание, историю, литературу. Важнейшими научными центрами являются университеты Н.

Искусство Н. в основном было связано с религиозной тематикой. Сохранились древнейшие ступы Бодхнатх и Сваямбхунатх (около Катманду), построенные в 3 в. до н.э. (позднее перестраивались). Их наиболее характерная деталь — «глаза Будды», смотрящие на все четыре стороны света (на уровне бровей расположен «третий глаз»). Огромное распространение получили пагоды (некоторые эксперты полагают, что пагоды появились именно в Н.). Часть храмов завершается «шикхарой». В 15—18 вв. в Н. возводились храмы, в которых причудливо сочетались черты индийского и китайского искусства. Знаменит комплекс индуистских храмов Пашупатинатх в Катманду (строительство началось в 13 в.). Только в долине Катманду (включена ЮНЕСКО в список мест мирового культурного значения) сохранилось более 2500 крупных храмов и монументов. Из светских построек наибольший интерес вызывают «Дворец 55 окон» (Бхактапур, конец 17 в.) и дворец Сингха Дарбар в Катманду (начало 20 в.). Непальские памятники, особенно периода 16—18 вв., отличает необыкновенно искусная резьба по дереву.

Осталось много образцов старинной скульптуры (с 1 в.), близкой к индийскому искусству. Первоначально они, как правило, делались из камня. После 9 в. появляется всё больше бронзовых фигур, обычно изображающих богов и героев. Многие работы выполнены в стиле тантрической школы. Большинство статуэток покрыто нежно-красноватой патиной. Средневековое искусство достигло расцвета в 15—18 вв., когда бронзовая скульптура, почти полностью вытеснившая каменную, становится ещё более совершенной. Существуют и прекрасные образцы каменной скульптуры 17—18 вв.

Самые ранние сохранившиеся произведения живописи датируются 10—11 вв. (миниатюры рукописей). В средневековой живописи заметно воздействие индийской (раджпутской и монгольской) и тибетской школ (танка). Она также достигает расцвета к концу правления династии Малла. Для современной живописи, как правило, характерны подражания европейским и индийским школам.

До 15 в. литература (религиозные тексты) создавалась на санскрите. В долине Катманду в годы правления династии Малла начинает развиваться светская литература, прежде всего поэзия и драматургия. После объединения Н. появляется литература на непальском языке, зато постепенно исчезают произведения на неварском. Поэзия Бханубхакты Ачарии (1812—68) и сочинения Мотирама Бхатты (1866—96) сыграли большую роль в становлении непальской литературы. В 20 в. наиболее значимыми литературными явлениями были поэзия Л.П. Девкоты (1909—59), Лекхнатха Поудьяла (1884—1965), Сиддхичарана Шрестхи (1912—92), Мадхава Гхиммире (род. 1919), драматургия Бала Кришна «Самы» (Шамшер Джанг Бахадур Рана) (1902—81), проза Б.П. Коиралы (1914—82), первого премьер-министра, пришедшего к власти после демократических выборов. С нач. 20 в. вновь развивается неварская литература.