Warning: is_readable(): open_basedir restriction in effect. File(/home/nobuil/ru-world.net/wp-content/themes/Exciter/languages/en.mo/ru_RU.mo) is not within the allowed path(s): (/home/nobuil:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php:/tmp) in /home/nobuil/ru-world.net/wp-includes/l10n.php on line 561
Наука и культура Канады — Страны Мира

Наука и культура Канады

Высокая степень общеэкономической зависимости от США определяет специфические черты действующей в К. системы «наука—техника—производство». Контролируемые иностранным капиталом филиалы ТНК, как правило, не занимаются крупными самостоятельными проектами НИОКР и осуществляют главным образом вспомогательные работы по внедрению в производство технологий, полученных от материнских компаний. Многие же промышленные фирмы, контролируемые национальным капиталом, не имеют достаточных организационно-финансовых ресурсов для ведения масштабных НИОКР, необходимых для создания и внедрения в производство принципиально новых продуктов и технологий. В результате сфера промышленных НИОКР до сих пор остаётся слабым звеном в национальном научно-техническом комплексе. Это определяет и относительное отставание К. от других ведущих стран по общему уровню затрат на научно-техническую деятельность. В 2000 доля таких затрат в ВВП составила в К. 1,8% (средний показатель по странам — членам ОЭСР — 2,2%). При этом государство в К. обеспечивает более 51% всех прямых расходов на науку и внедренческую деятельность и, по данным сравнительных исследований, предоставляет большие налоговые льготы компаниям, ведущим НИОКР.

Примечательно, что К. занимает передовые рубежи в целом ряде областей фундаментальных и прикладных исследований, в которых ведущую роль играют университеты и федеральные научные центры. В числе таких областей атомная энергетика, использование других традиционных и нетрадиционных источников энергии; генетика и селекция; технологии в горнодобывающей промышленности и в отраслях лесопромышленного комплекса, в сфере транспорта и телекоммуникаций; медицина и фармацевтика; биотехнологии; контроль над состоянием окружающей среды и меры по её защите от загрязнения; освоение богатств Мирового океана. Государство в К. не осуществляет крупных затрат на НИ-ОКР военного назначения, а сами военные производства не составляют здесь большой доли в экономике.

В 2002 с участием представителей федеральных и провинциальных властей, предпринимательских организаций, вузов и некоммерческих исследовательских центров обсуждался т. н. План действий в сфере инноваций, финансовые параметры которого были впоследствии закреплены в экономической программе федерального правительства. К 2010 намечено добиться, чтобы К. вошла в «пятёрку лидеров» по показателям развития НИОКР; как минимум удвоить федеральные ассигнования на НИОКР; занять передовые позиции по доле качественно новых товаров и услуг в общей сумме продаж частных компаний. В федеральной бюджетной программе на 2003—04 закреплены обязательства правительства в течение 5 лет увеличить ассигнования на НИОКР в государственных научных институтах и университетских центрах, усилить поддержку НИОКР и инновационной активности в предпринимательском секторе.

Канадскую концепцию многокультурности можно охарактеризовать как балансирование между коллективными и индивидуальными правами. Традиционно большее, чем в США, признание «коллективных прав» тех или иных групп (аборигенных, этнокультурных меньшинств) обеспечивает позитивное отличие канадского общества. Ассимиляции, с одной стороны, и социально-культурной изоляции этнических групп, с другой, канадская концепция многокультурности противопоставляет возможность интеграции различных групп, сохраняющих своё особое этнокультурное лицо, в единое самобытное (в своём многообразии) общеканадское общество. Это прежде всего относится к «народам — основателям К.» — франкоканадцам и англоканадцам. Оба этих народа создали свою особую культуру — литературу, драматургию, фольклор и современную музыку, национальные школы живописи, собственное мировосприятие и стиль жизни, особенности французского и английского языка, отличающие их от других англо- и франкоязычных наций современного мира.

Самобытна культура франкоканадцев — народа, который сложился за более чем 300 лет обособленного развития в специфической североамериканской природной среде и более двух веков политической, экономической, а во многом и культурной изоляции от Франции. За полтора века французской колонизации (1608 — 1763) в К. осело всего лишь 10 тыс. переселенцев (из них всего 1100 женщин, так что значительная часть первопоселенцев вступала в браки с индейскими женщинами). После завоевания К. Великобританией (1763) их потомки, насчитывавшие к тому времени 70 тыс. чел., уже считали себя канадцами, а французская иммиграция в К. практически прекратилась. В состав франкоязычного населения влилась также часть осевших здесь британских солдат из числа шотландских горцев-католиков, а также ирландцев, ассимилировавшихся с франкоканадцами на почве религиозной общности. Большинство франкоканадцев в быту пользуется местным вариантом французского языка, сложившимся на базе старинного северофранцузского наречия, со многими архаизмами, англицизмами и заимствованиями из индейских языков, а также возникшими уже здесь «канадизмами». Этот язык, получивший прозвище «жуаль», проник в художественную литературу, особенно в поэзию, а драматургию и кинематограф подчинил себе настолько, что квебекские фильмы нередко идут во Франции с субтитрами.

Музыкальный фольклор франкоканадцев в значительной части отличается от французского: танцевальные мелодии («рили») отчётливо выказывают своё шотландское происхождение. Высоко ценится творчество современных франкоканадских шансонье. Франкоканадскими авторами сложены и музыка и оригинальный текст общеканадского гимна («О, Канада!»); во «французской» К. зародилась и общеканадская символика — изображение кленового листа на гербе и флаге страны.

Присутствие франкоканадского культурного элемента в стране ощущается повсеместно, и, по мнению многих культурологов, именно он является главнейшим фактором канадской самобытности, резко отличающим канадское общество от американского.

Другой «народ-основатель» — англоканадцы — возник на полтора столетия позже, чем франкоканадцы, и складывался в совершенно иных политико-демографических условиях — постепенно, в постоянном контакте и при демографической «подпитке» со стороны исторической родины — Великобритании и англоязычного соседа — США. Между тем его основу в кон. 18 в. заложили т. н. «лоялисты» — переселенцы из США, которые «не пожелали стать американцами» и во время войны за независимость США поддерживали британскую армию, а после её поражения бежали на ещё не заселённые франкоканадцами земли в оставшейся за Британской империей К. Позднее к ним прибавились новые переселенцы из Европы, но сохранился «лоялистский» дух законопослушности, консерватизма, приверженности к британской культуре и независимости от США.

По своей фонетике, лексике и орфографии канадский вариант английского языка занимает промежуточное положение между британским и американским.

Заметно отличаются от американских гораздо менее коммерциализированная и по-европейски более сдержанная англоканадская литература, кинематограф (впрочем, здесь первенство принадлежит скорее Квебеку, где создано несколько киношедевров мирового уровня) и своеобразная национальная школа живописи, ведущая начало от знаменитой «Группы семи» — несомненного вклада англоканадцев в мировое искусство. В народной музыке «английской» К. (особенно в её восточной части), как, впрочем, и в других жанрах искусства, и даже во многих чертах национального характера англо-канадцев, отчётливо видно влияние шотландского элемента: доля шотландцев среди выходцев с Британских островов в К. выше, чем в США (тогда как доля ирландцев — несколько ниже). Особенно заметна шотландская составляющая в местной культуре в Новой Шотландии, а также в Манитобе, культуре других Степных и Атлантических провинций и среди англоканадцев Квебека.

Особую озабоченность канадцев вызывает культурная экспансия США. Страна затоплена американской беллетристикой, журнальной, кинематографической продукцией, радио- и телепередачами. Остро встал вопрос о национальной самобытности канадцев, которые не хотят превращаться в жителей провинции американской культуры. Между тем многоэтнические канадцы располагают собственной яркой и самобытной музыкальной культурой, развитым фольклором, литературой и прессой на 60 языках, собственными школами живописи, развитым балетом и другими жанрами театрального искусства, кинематографией. Федеральное правительство К., как и власти многих провинций, принимают меры, направленные на защиту и развитие национальной культуры народов и этнических групп, населяющих К.