Warning: is_readable(): open_basedir restriction in effect. File(/home/nobuil/ru-world.net/wp-content/themes/Exciter/languages/en.mo/ru_RU.mo) is not within the allowed path(s): (/home/nobuil:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php:/tmp) in /home/nobuil/ru-world.net/wp-includes/l10n.php on line 561
Наука и культура Греции — Страны Мира

Наука и культура Греции

Система образования состоит из трёх уровней: обязательной начальной школы, средней школы (разделяется на лицеи и технические школы), а также специального и высшего образования. В стране 18 высших учебных заведений. Крупнейшие из них: Афинский университет (1837), университеты в Салониках (1925) и в Патрах (1966), Политехнический институт в Афинах (1836). В 2000/2001 учебном году в высших учебных заведениях Г. обучалось св. 148 тыс. студентов.

Греческая культура уходит своими корнями в 3-м тыс. до нашей эры. Принято выделять три основных периода древнегреческой культуры: доклассический (до 6 в. до н.э.), классический (5—4 вв. до н.э.) и эллинистический (2-я пол. 4 — сер. 1 в. до н.э.). В доклассическую эпоху особо выделяются эгейская, или кри-то-микенская, культура (3—2 тыс. до н.э.), гомеровский бесписьменный период (11—9 вв. до н.э.) и период архаики (8—6 вв. до н.э.), совпавший с колонизацией греками побережья Средиземного, Черного и Мраморного морей. Эпоха классики — вершина расцвета древнегреческой культуры. В сохранении греческого культурного наследия большую роль сыграла римская культура. В византийский период наивысшего расцвета достигли архитектура и изобразительное искусство, а также литература, носившие преимущественно религиозный характер.

Современная греческая литература зародилась во время войны за независимость. Подвиги народа воспевают А. Калвос (1792—1869), А. Суцос (1803— 63), А. Валаоритис (1824—79). Особое место занимает проза Янниса Макриянниса (1797—1864), генерала национально-освободительного движения, который научился писать в возрасте 32 лет. Дух романтизма с элементами реализма отличает творчество Диониссиоса Соломоса (1798—1857) — главы ионической школы, приверженной к народным традициям и языку. Свободолюбивые настроения характерны и для творчества поэтов 1-й Афинской школы, ориентировавшейся на античность. Народный язык и национальную тематику утверждает основатель 2-й Афинской школы Костис Паламас (1859—1943). Реализм в прозе развивал Эммануил Роидис (1836— 1904). «Афинская литературная школа» впервые поставила вопрос о выборе современного литературного языка: близкий к древнегреческому (кафаревус) или разговорный язык (димотический). И. Психарис (1854—1929) возглавил движение за утверждение разговорного языка димотики в искусстве. В прозе реализм с элементами бытописания утверждают прозаик и драматург Г. Ксенопулос (1867—1951), А. Па-падиамандис (1851—1911).

Пессимизм – черта поэзии Константиноса Кавафиса (1863—1933) – наиболее известного поэта современной греческой литературы. Поэзия Кавафиса находится на полном контрасте с творчеством Ангелоса Сикельяноса (1884—1951), яркого и глубокого поэта, вернувшего к жизни Дельфийские празднования (1927), автора длинных поэтических композиций, театральных пьес и литературных эссе. Никос Казандза-кис (1883—1957), наиболее известный и переводимый писатель Г. после Кавафиса. Его литературные труды включают множество театральных пьес, путевых заметок, переводов.

В модернизм греческая литература входит с т.н. поколением 1930-х: Георгиос Сеферис (1900—71), Анд-реас Эмбирикос (1901—75), Одиссей Элитис (1911— 96), Яннис Рицос (1909—90).

Международное признание греческой литературы проявилось в присвоении Нобелевской премии поэтам Георгиосу Сеферису (1963) и Одиссею Элитису (1979).

Изобразительное искусство Г. развивалось в русле различных европейских школ: германской в 19 в. и французского модернизма в 20 в. Т.н. мюнхенская школа является наиболее важным кружком художников: Николаос Гизис (1842—1901) и Никифорос Лит-рас (1832—1904). К 1920-м гг. художники впитывают опыт новейших течений европейского искусства: художник Константинос Парфенис (1878—1967), скульпторы Яннулис Халепас (1851—1938) и Димитриос Филипотис (1839—1920). К сер. 20 в. в искусстве Г. определяются различные направления: следующее традициям 19 в. (А. Георгиадис), использующее опыт реалистической европейской живописи 20 в. (Яннис Моралис, род. 1914), опирающееся на средневековые образцы (мастер фрески Фотиос Контоглу, 1895— 1965), а также течение, вдохновлённое мотивами античной классики. 1960-е гг. были отмечены заметным поворотом к абстрактному искусству (в живописи Яннис Спиропулос, 1912—90). Панайотис Тсетсис, Власис Каниарис, Никос Кессанлис, Костас Тсоклис – некоторые из наиболее известных имён в современном греческом искусстве.