Наука и культура Гаити

Наука на Г. развита весьма слабо. Самобытная гаитянская культура сформировалась в результате уникального исторического сплава французской культуры как культуры бывшей метрополии и духовного наследия Африки — прародины потомков антильских негров-рабов. Культурными проводниками западных ценностей на Г. выступает наиболее просвещённое мулатское меньшинство (5% населения), тогда как чернокожее большинство (95%) остаётся носителем африканских традиций. Симптомы культурного дуализма проявляются во всех сферах духовной жизни: религии (католицизм и водуизм), языке (французский и креольский), литературе, архитектуре, музыке, политической культуре и т.д.

Литература Г. отражает основные этапы развития её бурной истории. В 19 в. в ней преобладают мотивы национально-освободительной борьбы, патриотические темы и образы героического прошлого. Вместе с тем творчество ряда гаитянских поэтов развивается в духе подражания французскому Парнасу.

В 20 в. последствия американской оккупации Г. (1915—34) вызвали небывалый национальный и духовный подъём в стране, вошедший в историю 1920—30-х гг. как движение гаитянского «культурного ренессанса». В его рамках возникло национальное литературное течение «эндиженизма», объединившее цвет гаитянской интеллигенции: Ж.-П. Марса, Ж. Румэна, Ж. Бриера, Л. Луло, К. Бру-ара, Р. Депестра и др.

Основная проблематика литературной «эндиженистской школы» связана с темой негризма и реабилитацией африканского наследия, защитой «культурной самобытности» Г. и идеями борьбы против духовной и политической экспансии США. Младшим современником поколения эндиженистов является талантливый гаитянский писатель — романист Ж.-С. Алексис (1922—61), трагически погибший в застенках диктатора Ф. Дювалье. Его романы — «Добрый генерал Солнце» (1955), «Деревья-музыканты» (1957), «В мгновение ока» (1959) и др. получили поистине мировую известность.

Модернизация общественной жизни Г. в последние два десятилетия способствовала переоценке европейского (французского) и африканского вклада в развитие гаитянской культуры, которая до сих пор сохраняет ярко выраженную африканскую окраску.