Warning: is_readable(): open_basedir restriction in effect. File(/home/nobuil/ru-world.net/wp-content/themes/Exciter/languages/en.mo/ru_RU.mo) is not within the allowed path(s): (/home/nobuil:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php:/tmp) in /home/nobuil/ru-world.net/wp-includes/l10n.php on line 561
Наука и культура Бразилии — Страны Мира

Наука и культура Бразилии

В Б. существует Национальная система научного и технологического развития, включающая университеты, центры исследований и развития, агентства развития и компании. Сфера их деятельности — фундаментальные и прикладные исследования. Основным инструментом стимулирования исследований и разработок являются гранты. Они выделяются институтам-исполнителям специализированными правительственными агентствами на конкурсной основе. Созданный в нач. 1950-х гг. Национальный совет научного и технологического развития предоставляет гранты (и другие виды финансовой поддержки) на научные исследования. Управление финансирования исследований и проектов (создано в 1969) специализируется на предоставлении грантов на реализацию технологических проектов в частном секторе. Основными исследовательскими центрами в стране являются университеты. В них работает большая часть бразильских исследователей, имеющих учёную степень. Около 2/3 всего объёма научной продукции в стране приходится на университет Сан-Паулу. Во многих штатах страны функционируют созданные в 1970-е гг.

государственные научно-исследовательские институты, которые концентрируют свою деятельность на исследовании местных и/или региональных технологических проблем. Среди них Институт технологических исследований в Сан-Паулу, Национальный технологический институт в Рио-де-Жанейро. Существуют и институты развития, действующие в рамках определённых научных направлений, в масштабах всей страны. К их числу относятся Национальный институт космических исследований и Бразильская компания сельскохозяйственных исследований. В Национальном центре агробиологии (Рио-де-Жанейро) несколько десятилетий проработала знаменитый микробиолог Дж. Доверейнер, кандидатура которой выдвигалась в 1996 на соискание Нобелевской премии. Во многом благодаря её исследованиям Б. стала 2-м в мире крупнейшим производителем соевых бобов. В 2000 на 1 млн чел. в Б. приходилось 323 исследователя и 129 чел. технического персонала. Затраты на НИОКР составили 0,77% ВВП. Б. входит в число 20 государств мира, публикующих наибольшее число научных статей в международных журналах.

Современная система образования Б. определена Законом «О главных направлениях и основах развития национального образования» (1996), согласно которому государство обеспечивает доступ населения к обязательному базовому (фундаментальному) 8-летнему обучению детей 7—14 лет. Закон подтвердил полномочия муниципалитетов по управлению дошкольным и базовым обучением, делегировал властям штатов ответственность за обязательное 8-летнее образование и частично за среднее специальное образование. В ведении федерального правительства остаётся руководство специализированными (индустриально-техническими и сельскохозяйственными) училищами; централизованному руководству подлежат программы по борьбе с неграмотностью.

В 2000 общие расходы на образование составили 5,15% ВВП. Базовым обучением было охвачено 35 млн учащихся, средним образованием (по схеме 3+3(4)) — почти 7 млн чел. (нетто-охват этой ступенью обучения составлял 71%). Брутто-охват молодёжи высшим образованием находится на уровне 18%.

В вузах Б. обучается 3,125 млн студентов. Крупнейшие вузы: университет в Рио-де-Жанейро (основан в 1920, 40 тыс. студентов), университет в Сан-Паулу (основан в 1934, 63 тыс. студентов), университет в Бразилиа (основан в 1961, 10 тыс. студентов).

Первые свидетельства культурной жизни Б. восходят к эпохе её открытия. Тем не менее сохранились доисторические фрагменты наскальных рисунков, относящиеся к 12 в. до н.э., и фрагменты плюмажно-го искусства и керамики древних индейцев. С 16 в. до нач. 21 в. бразильская культура формируется в результате взаимодействия трёх этнокультурных пластов — европейского (португальского), африканского и индейского. В 16 в. иезуиты-миссионеры используют искусство для христианизации местного населения. Важную роль в этом процессе сыграли Жозе ди Аншьета и Мануэл Нобрега. В 17 в. возникает бразильское барокко, наиболее ярко представленное в поэзии Грегориу ди Матуса и в прозе проповедника Антониу Виейры. В 18 в. колониальное барокко достигает расцвета в творчестве скульптора и архитектора Антониу Франсиску Лизбоа (Алейжадинью). Возникают первоначальные народные музыкальные жанры — лунду и модинья. Под влиянием идей Просвещения на смену барокко приходит неоклассицизм. В поэзии он достигает максимального воплощения в произведениях Клаудиа Мануэла да Коста и Томаса Антониу Гонзаги. В 19 в. в русле этой традиции возникают монументально-величественная архитектура и историческая живопись (Педру Америку). В изобразительном искусстве зарождается эклектизм. Впоследствии неоклассицизм сменяется романтизмом, опирающимся на идеи национальной самобытности. Он получает распространение прежде всего в литературе — в индеанистской прозе Жозе ди Аленкара и в поэзии Кастру Алвиса. Композитор Ан-тониу Карлус Гомис создаёт первые национальные оперы. Центральной фигурой бразильской литературы 19 в. становится родоначальник реализма Машаду ди Ассиз.В театре зарождается жанр национальной комедии, связанный с именами Мартинса Пены и Франсы Жуниора. Знаменательным событием бразильской культуры 20 в. становится Неделя современного искусства в Сан-Паулу, положившая начало модернизму и определившая пути дальнейшего развития всей последующей бразильской культуры. Новаторские идеи, сформулированные организаторами Недели — Граса Араньей, Мариу ди Андради и Ос-валдом ди Андради и их единомышленниками, впоследствии нашли воплощение в творчестве писателя Мануэла Бандейры, поэта Жоржи ди Лима, художников Аниты Малфатти, Тарсилы ду Амарал, Кандиду Портинари, архитекторов Грегори Варшавчика, Лу-сиу Косты и Оскара Нимейера, композиторов Камар-гу Гуарниери и Франсиску Миньони. В литературе особое место занимают писатели Жоржи Амаду, Гра-силиану Рамус, Жозе Линс ду Регу, Ракел ди Кейрос, Эрику Вериссиму, Гимарайнс Роза. В жанре классической музыки наиболее яркая фигура — Эйтор Вил-ла-Лобос, за которым впоследствии последовала плеяда его учеников: Франсиску Миньони, Камаргу Гу-арниери и др. Значительный вклад внесли композиторы Жозе Сикейра, Клаудиу Сантору, Эдину Кри-гер. В сфере популярной музыки в сер. 20 в. рождается босса-нова — своеобразный сплав самбы и американского джаза. У истоков этого жанра стоят композитор Антониу Карлус Жобим, поэт Винисиус ди Морайс и певец Жоау Жилберту. Бразильский карнавал, возникший в 16 в., достигает своего апогея. Он ежегодно становится главным событием в культурной жизни страны. Символ карнавала — самба — представляет собой музыкально-танцевально-песенный жанр. В годы военной диктатуры возникает движение песен протеста во главе с Шику Буарки, Жил-берту Жилом и Каэтану Велозу. Наибольший вклад в развитие театрального искусства 20 в. вносят драматурги Гильерму Фигейреду, Алфреду Диас Гомис, Одувалду Вьянна Филью, Аугусту Боал, Плиниу Маркус. Национальная кинематография, возникшая ещё в кон. 19 в., переживает период наибольшего подъёма с возникновением движения «новое кино» (Глаубер Роша, Нелсон Перейра дус Сантус, Карлус Диегес и др.).

В 21 в. национальные традиции переплетаются с эстетикой постмодернизма. Полистилистическое искусство сочетается с новыми аудиовизуальными технологиями, связанными с «компьютерной революцией». Наибольшую известность получают популярная музыка и кинематография, в частности, творчество кинорежиссёров Бруну Баррету и Валте-ра Саллеса, наряду с творчеством Паулу Коэлью — автора романов-притч.

В целом бразильская культура 21 в. представляет собой сочетание лучших национальных традиций с космополитической массовой культурой. Для Б. крайне актуальна проблема сохранения культурной идентичности в эпоху глобализации.