Наука и культура Бельгии

Система организации науки и образования ориентирована на содействие эффективному взаимодействию между университетскими центрами (их в стране 22), государственными ведомствами и производственно-финансовыми компаниями. Созданы специализированные общества (например, Институт поддержки научных исследований в промышленности и сельском хозяйстве), деятельность которых финансируется Министерством экономики. Подавляющая часть финансовой поддержки предоставляется химико-фармацевтической промышленности, электронике, а также металлургии. Решающее значение имеет льготное кредитование (около 80— 90% всех средств) на стадии опытно-конструкторских работ. В дальнейшем широко используется предоставление налоговых льгот.

Для поддержки университетских исследований создан национальный фонд «НФВС-ФНРС». Особенно активен Центр исследований развития при Университете Антверпена (им была подготовлена модель новой специализации национальной экономики). Особых успехов добилась группа университетских центров в разработке новой энергетической программы (переориентация с угля на другие источники), а также программы эффективного использования бельгийского морского побережья (создание единого портового комплекса Антверпен—Гент—Зебрюгге). Заметна роль и трёх международно-известных университетов: в Лувене (старейший в стране, основан в 1426), Льеже и Брюсселе.

Культура, литература и искусство развивались до формирования Б. как независимого государства на основе валлонского наречия французского языка и на фламандском (или брабантском) наречии южнонидерландского диалекта. В период борьбы за национальный суверенитет (1830-е гг.) с Нидерландами литературным языком становится французский, который вытеснил валлонский. В 1946 была осуществлена унификация орфографии фламандского языка с нидерландским (голландским).

В валлонской литературе Средних веков особо выделялось творчество поэта эпохи Возрождения Жана Лемера де Бельж (1473—1516). Первым произведением, получившим мировое признание, стала «Легенда об Уленшпигеле и Ламе Гудзаке» (1867), написанная Шарлем де Костером (1827—79). Крупнейшим поэтом символизма считается Эм. Верхарн (1855—1916).

Во фламандской литературе после образования бельгийского независимого государства преобладали декадентские школы. Кумиром был поэт-символист Карл Ван де Вустейн (1875—1929). Фламандская школа изобразительного искусства, которая сложилась в 17 в. в результате отделения Фландрии от Нидерландов (уроженцами этой части страны были П. Брейгель и П. Рубенс), оказала огромное воздействие на всю бельгийскую культуру. Ее последователями можно считать многих известных бельгийских мастеров живописи, скульптуры, графики (Г. Ваперс, Л. Галле, К. Менье и др.). Процесс формирования единой культуры в стране, не имеющей собственного языка, продолжается с большими сложностями.